Первая экспедиция на новейшем судне «Пионер-М» планируется в сентябре 2022 года

Технологии

СЕВАСТОПОЛЬ, 25 сентября. /ТАСС/. Первая экспедиция на научно-исследовательском экспериментальном судне "Пионер-М" планируется в сентябре 2022 года, в ее рамках пройдут исследования по морской археологии, биологии и океанографии. В будущем исследовательские рейсы могут выполняться для международных экспедиций, сообщили ТАСС в Севастопольском государственном университете (СевГУ).

Судно "Пионер-М" было спущено на воду 24 сентября на Средне-Невском судостроительном заводе (Санкт-Петербург, входит в Объединенную судостроительную корпорацию).

"Навигация откроется примерно в конце апреля, в течение мая судно будет проведено по Волго-Донскому каналу на буксире или на барже из Санкт-Петербурга в Севастополь. Примерно в первых числах июня оно будет доставлено, и в конце июня мы должны принять его на баланс. <…> Мы надеемся, что к сентябрю все успеем сделать. И с сентября у нас будет первая экспедиция [на "Пионер-М"]", — сказал проректор Максим Евстигнеев.

Он уточнил, что в рамках первой комплексной экспедиции планируется провести научные работы по различным направлениям: изучение морских обитателей, исследования гидрохимических и гидрофизических характеристик (например, измерения прозрачности воды или насыщенности ее кислородом или сероводородом, что актуально для Черного моря, в придонной части которого сформировался сероводородный слой). Запланированы изыскания в сфере морской археологии — "Пионер-М" стал первым отечественным научным судном, позволяющим выполнять такие работы.

Перспективы развития

Ректор СевГУ Владимир Нечаев в разговоре с ТАСС отметил, что судно "Пионер-М" может быть использовано и для международных проектов, например, во время подводных археологических исследований около побережья Абхазии, которые вместе с учеными из этой страны проводят археологи севастопольского вуза и Института востоковедения РАН. Прорабатывается и ряд иных направлений, где может быть задействовано судно.

Читать:   Путин: искусственный интеллект обеспечит человечеству рывок вперёд

Также в вузе выразили надежду, что опыт разработки и эксплуатации "Пионер-М" будет учтен судостроителями для других проектов. Как ранее поясняли в СевГУ, судно будет иметь модульную конструкцию, то есть на стационарный особым образом спроектированный корпус можно будет устанавливать различные контейнеры-модули, в которых будет оборудование для разных целей в зависимости от задач экспедиции.

"Есть особенности конструкции, решения, которые были найдены при проектировании "Пионер-М" и могут применяться в будущем, — это корпус с палубой, который спроектирован универсальным с той точки зрения, что на эту базу можно подобрать разную полезную нагрузку. Фактически, корпус можно запускать в серию, и производство малых судов будет дешевое, а функционал разный: медицинское судно (условная "плавучая поликлиника"), судно МЧС, например, водолазное, даже пассажирское судно, причем и для речных и для морских переходов", — добавил проректор Максим Евстигнеев.

Кроме того, в вузе предполагают, что "Пионер-М" станет своеобразным центром коллективного пользования для других научных и образовательных организаций России, а значит, будет инструментом развития в области морских исследований и технологий для всей страны.

"Это означает, что мы можем выполнять работы по заданным параметрам в рамках каких-то больших проектов или оказывать услуги, например, по тестированию какой-то разработки, которую мы апробируем при выходе в море. Например, подводного робота — их сейчас разрабатывают многие вузы и научные организации, или у Томского политехнического университета [между ТПУ и СевГУ подписан и несколько лет действует договор о сотрудничестве] были разработки по использованию голографических методов для идентификации в толще морской среды разных живых организмов — это уникальный метод, если они продолжают эти работы, мы были бы готовы опробовать метод на "Пионере", — пояснил Евстигнеев.

Читать:   Ингушетии не хватило федеральных средств на выплату пособий на детей

Подготовка студентов

Также СевГУ рассматривает возможность организовать на базе "Пионер-М" общероссийский центр предэкспедиционной подготовки студентов — будущих исследователей мирового океана. По словам Евстигнеева, на такой круглогодичной базе молодые люди смогут получить практические навыки для проведения научной работы в море: как строить маршрутный план экспедиции, как правильно учесть навигационную обстановку и даже как управлять лебедкой и другими механизмами, которые придется использовать во время выхода в море.

"Эти студенты, которые обучаются океанологии, биологии в своих вузах, получат предэкспедиционную подготовку, и на пятом курсе, когда у них появится возможность выйти в рейс на обычном большом экспедиционном судне, они будут уже наполовину профессионалами. Сейчас такого в системе образования нет", — добавил собеседник.

О проекте

Проектирование "Пионера-М" вели ученые Севастопольского государственного университета на базовой кафедре "Инновационное судостроение и технологии освоения шельфа", созданной ЦКБ "Коралл". Строительство судна будет происходить на трех заводах Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Средне-Невский судостроительный завод выполняет работы по формированию композитного корпуса, созданием надстройки займутся специалисты крымского предприятия "Судокомпозит", финальная сборка состоится на Севморзаводе. Длина судна составит 25,7 м, ширина — 9 м, скорость — 10 узлов, водоизмещение — 82 тонны. Проект предполагает эксплуатацию судна круглогодично в Черном и Азовском морях с удалением от места убежища до 20 морских миль.

Проект реализуется при поддержке Минобрнауки РФ, ОСК и Агентства стратегических инициатив. Строительство финансируют в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы". Индустриальным партнером выступает ОСК. Инвестиции в реализацию проекта составляют 300 млн рублей.

Источник: tass.ru

Оцените статью
Экономические новости