Бык в мировом искусстве: от классики до шока и мультфильмов

Политика

Бык в мировом искусстве: от классики до шока и мультфильмовКультура 21:05 31.12.2020Получить короткую ссылкуhttps://cdn12.img.sputnik.by/images/07e4/0c/1c/1046501283.jpgSputnik Беларусьhttps://cdn12.img.sputnik.by/i/logo.pngSputnikhttps://cdn12.img.sputnik.by/i/logo.pnghttps://sputnik.by/culture/20201231/1046505185/Byk-v-mirovom-iskusstve-ot-klassiki-do-shoka-i-multfilmov.html

Символ 2021 года с древних времен и до наших дней служит человеку не только помощником в хозяйстве, но и источником вдохновения. Его образ запечатлен во множестве скульптур и на полотнах художников.

Бык в мировом искусстве – существо древнее, прошедшее путь от наскальных рисунков в пещерах времен палеолита до скульптур, выбитых в камне и граните, отлитых в металле. Это животное всегда привлекало художников своей мощью, необузданностью, напором, дикой энергией и силой. К примеру, в храмах Древней Месопотамии быка изображали, как божество молний и грозы. Он пугал и вдохновлял.

Но бык также – работяга, животное трудолюбивое, солидное, важное. Во многих культурах он связан с землей, пахотой, урожаем, и является символом плодородия и упорства, материального благополучия и стабильности.

Из многочисленных историй, связанных с образом быка в искусстве, Sputnik решил выделить пять.

Этот греческий миф, как известно, о прекрасной Европе, дочери финикийского царя Агенора, в которую влюбился громовержец Зевс. Для того чтобы похитить красавицу с пышными косами, Зевс обернулся белым быком с золотыми рогами. Он улегся у ног прекрасной царевны, приглашая ее сесть ему на спину. Как только Европа сделала это, он помчался к морю, бросился в воду и поплыл к острову Крит. Там Европа стала женой Зевса, который явился перед ней уже в человеческом обличье.

Скульптура «Похищение Европы» в городе Агиос-Николаос, остров Крит

Сюжет настолько вдохновил художников всего мира, что они многократно запечатлили его в своих произведениях: до наших дней дошли фрески, мозаика и рисунки на вазах с этой парой.

Европа и Зевс на греческой вазе. Музей Тарквинии, Италия, около 480 г. до н. э.

У представителей эпохи Возрождения тоже немало работ про быка и Европу.

Самая знаменитая – картина итальянского живописца Тициана Вечеллио, написанная для испанского короля Филиппа II. Европа охвачена ужасом, она пытается подать сигнал подругам, которые остались на берегу, но все бесполезно. Мрачная, контрастная цветовая гамма, динамизм – произведение получилось драматичным.

«Похищение Европы» Тициана, 1562

Великий творец эпохи Барокко художник Рембрандт тоже руку приложил к этому сюжету. Хотя критики заметили, что пейзаж на картине скорее голландский, нежели греческий. Да и царица в одеянии уж больно роскошном.

Читать:   Хабиров предложил компромисс по Куштау

«Похищение Европы» по Рембрандту, 1632

Испанец Франсиско Гойя создал картину про Зевса и Европу в конце XVIII столетия, на которой желто-зеленые краски тусклые, а бык так и вовсе черный. Мрачновато.

«Похищение Европы» Франсиско Гойя, 1772

А вот русский художник Валентин Серов создал свою версию античного сюжета: новаторскую. Девушка на спине быка сидит спокойно, завороженно смотрит на воду. Даже Зевс-бык обернулся, чтобы убедиться, что Европа на месте. Все образы схематичны и, кажется, что художник написал картину быстро. А между тем Валентин Серов создавал ее три года, создав десяток вариантов.

Репродукция картины «Похищение Европы» художника Александра Михайловича Герасимова

В декабре 1945 — январе 1946 года самый «дорогой» художник в мире создал 11 литографий под названием «Бык».

Бык – один из любимых образов испанца. И это не просто персонаж излюбленного сюжета с корридой, но и воплощение силы, власти, мощи. Носитель мужского начала, часто – альтер эго самого художника.

Искусствоведы рассматривают эту серию как мастер-класс по работе с изображением. Каждая последующая литография – это путь от реалистического наброска до лаконичного образа, выполненного несколькими линиями. От академического до абстрактного.

Пабло Пикассо. Бык. 1945-1946

Первая литография выглядит очень просто. Кажется, любой так сможет нарисовать быка, если постарается. А на вторую Пикассо явно не пожалел угля, чтобы прорисовать детали.

Литография под номером три – это урезание некоторых форм. Четвертая – дальнейшее упрощение. Литография номер пять – стилизация изображения, затирание «лишнего». Номер шесть – изменение внешности: больше кривых, кардинальное преображение головы, спины, хвоста. Седьмой бык – Пикассо удаляет и упрощает линии изображения, усиливает контуры основных элементов.

На восьмой литографии происходит преобразование головы, ног и хвоста. Номер девять – Пикассо вытирает затемненные области и превращает быка в линейный рисунок. Предпоследняя стадия: художник оставляет лишь несколько основных очертаний. На заключительном рисунке Пабло Пикасса сокращает быка до максимально простой схемы.

А в 1973 году звезда американского поп-арта Рой Лихтенштейн создал несколько оммажей в память о Пикассо в стиле супрематизма. На конечной стадии превращений мы видим уже полностью абстрактную геометрическую композицию.

Рой Лихтенштейн. Бык. 1973

Ночью 15 декабря 1989 года перед Нью-Йоркской фондовой биржей появился огромный бронзовый бык ростом 3,4 метра и весом 3200 килограммов. Без всякого согласования с властями скульптуру установил американец итальянского происхождения Артуро Ди Модика. Это, дескать, предрождественкий подарок, олицетворяющий силу американцев, одолевших финансовый кризис 1987 года.

Читать:   Помпео не исключает санкции и приостановку поставок нефти в Беларусь

Туристы фотографируются у скульптуры «Атакующий бык» в сквере Боулинг Грин в Нью-Йорке

Городской администрации самоуправство скульптора не очень понравилось, к тому же огромный разъяренный бык создал трудности для движения автотранспорта. Было принято решение скульптуру убрать, но жителям и гостям Нью-Йорка это не понравилось, они начали протестовать. В общем, люди быка отстояли. Хотя саму скульптуру пришлось перенести поближе к бирже.

«Атакующий бык» прописался на Манхэттене

Через 28 лет — 7 марта 2017 года прямо напротив атакующего быка появилась скульптура, созданная итальянкой Кристеной Висбаль – девочка, которая с вызовом смотрит на животное: подбородок высоко поднят, руки на бедрах, волосы собраны в хвостик, платье развевается. У ног — табличка с надписью: «Знай силу женщин в лидерстве. ОНА имеет значение». Как выяснилось, один из старейших фондов установил скульптуру, чтобы привлечь внимание к проблеме отсутствия женщин среди руководства финансовых и инвестиционных корпораций.

«Бесстрашная девочка» — бронзовая скульптура авторства Кристен Визбал, созданная по заказу компании State Street Global Advisors в рекламных целях, но стала заметным культурным феноменом

Но люди истолковали образ по-своему: как символ женской смелости и храбрости, ну и, естественно, борьбы за гендерное равенство. Люди толпами потянулись фотографироваться с бесстрашной девочкой.

Это в свою очередь не понравилось автору быка, который заявил, что нарушены его замысел и авторские права.

Девочку пришлось установить в другом месте. В непогоду люди стали надевать на нее одежду, а во время пандемии – медицинскую маску.

Женщина позирует со скульптурой «Бесстрашной девочки» напротив Нью-Йоркской фондовой биржи

А напротив того самого быка вмуровали табличку с отпечатками маленьких ног и надписью: «Бесстрашная девочка находится на пути к Нью-Йоркской фондовой бирже. Пока она там, стойте за нее».

Пожалуй, самый экстравагандный образ быка в искусстве создал китайский скульптор Чен Венлинг, известный своими эпатажными работами. На выставке «Аварийный выход», которая состоялась в 2009 году в Пекинском арт-центре, он представил работы, посвященные кризису мировой экономики. Больше всего зрителям запомнилась композиция под названием «То, что ты видишь, может быть нереально». Хотя люди окрестили ее по-своему: «Большой золотой пердящий бык».

Читать:   Лукашенко встречается с президентом IIHF в Минске

Скульптурная композиция Чена Венлинга «То, что ты видишь, может быть нереально» В Пекине, 2009 год

Знатоки растолковали: на китайском сленге «пердеть» – значит, обманывать, блефовать, вводить в заблуждение.

По замыслу Чен Венлинга, семиметровый бык – это образ мировой экономики. Человек, которого он впечатал в стену так, что трещины по ней пошли, – один из создателей самой крупной в истории финансовой пирамиды. «Выхлопные газы», как мы уже выяснили – обман.

Как говорится, тоже искусство.

Завершить краткий обзор образа быка в мировом искусстве все же хочется чем-то светлым, добрым, ярким – тем, что помогает детям фантазировать, развивать любознательность, а взрослым – заряжаться хорошей энергией, вспоминать время, когда деревья были большими. Речь о мультфильмах.

Поиск в глобальной сети легко выведет вас на мультики, в которых есть не обязательно грозный, но всегда сильный и чаще всего добрый бык. Как, например, в мультфильмах «Козленок, который считал до десяти» или «Зимовье зверей».

Кадр из мультфильма «Козленок, который считал до десяти»

Герой народной сказки – бычок, сделанный из соломы и смолы, тоже перекочевал в мультипликацию: сначала в фильм, сделанный в 1954 году, а спустя 58 лет и в «Машины сказки» (мультсериал про непоседливую девчушку, которая медведя своими шалостями изводит).

Образ быка эксплуатировался и «на злобу дня»: в мультфильме 1957 года об освоении кукурузой северных широт. В анотации «Чудесницы» мы нашли строчку о том, что быки и коровы «как члены коллектива, принимают решение о кукурузе и жалуются, что эта культура не входит в их рацион».

Ну, и, пожалуй, один из самых забавных бычков – это Гаврюша из «Каникулы в Простоквашино». Помните радость Матроскина, когда теленок на свет появился: «Ооооо! От моей коровы какая польза! Ну вот что, друзья, давайте-ка его в дом заберем». И чуть позже: «Я со своею Муркой ни за что теперь не расстанусь. Я и так счастливый был, а теперь в два раза счастливее стану». Шарик потом Гаврюшу всяким командам обучил, а дядя Федор верхом на бычке катался. Пастораль, да и только.

Источник: sputnik.by

Оцените статью
Экономические новости